Реклама:
Профессор медицины Ирина Спирина: «Компетентность подготовленного за 6 месяцев семейного врача не сопоставима с 8-летним сроком обучения врача-педиатра»
Состояние здоровья наших детей ежегодно ухудшается. Об этом свидетельствует постоянное увеличение уровня заболеваемости. При чем он является значительно выше среди детей, которые проживают в городах, в сравнении с проживающими в сельской местности. Однако, показатель заболеваемости детей, проживающих в сельской местности, не отображает реальное состояние их здоровья, вследствие ограниченного доступа к медицинской помощи, а также низкого уровня материального обеспечения и недостаточного уровня первичной профилактики – социального сознания родителей относительно собственного здоровья и здоровья детей. Поэтому статистика не отображает реальных цифр общей заболеваемости детского населения, они намного выше.
Весомым показателем социальной защищенности населения, в частности детского, является уровень инвалидности. Сегодня проблема защиты детей-инвалидов в Украине приобретает особое значение в связи с постоянным увеличением их доли в общей структуре детского населения. Ежегодно свыше 18 тыс. детей становятся инвалидами.
Очевидно, что ухудшение показателей здоровья детского населения требует укрепления и дальнейшего развития педиатрической службы, ее модернизации, но не упразднения. А на деле мы имеем ситуацию полностью противоположную. Проводимая реформа, игнорируя ценность детского здоровья, перекладывает все проблемы на плечи врачей других специальностей, в спешке переученных на семейных врачей. Какая в этом логика? Компетентность подготовленного за 6 месяцев семейного врача не сопоставима с 8-летним сроком обучения врача-педиатра. А тем более, несравнима с клиническим опытом педиатра, имеющего стаж работы. Переучивая педиатров, врачей других специальностей на семейных врачей, мы еще и безвозвратно теряем огромное количество опытных специалистов, которых и так не хватает. На лицо порочный круг, усугубляющий проблему.
Тем более, перед нами красноречивый пример негативного результата таких действий – ликвидация педиатрической службы в Польше. В 90-х страна «захлебнулась» от младенческой и детской смертности. На помощь съехались тогда педиатры из многих соседних стран, в том числе из Украины. Зачем мы повторяем чужие ошибки? Зачем отказываемся от хорошо зарекомендовавшего себя, выдающегося по сути отечественного опыта?
В Украине уже начата программа разрушения системы детского здравоохранения‚ признанной Всемирной Организацией Здравоохранения ещё в 1975 году самой передовой в мире‚ заменой ее на уже устаревшую модель, от которой отказываются страны Запада.
Еще в середине ХIХ века врачи пришли к осознанию глубоких отличий «детской» медицины от «взрослой».
Весь арсенал умений и навыков, все формы общения с пациентом в педиатрии и терапии оказываются различны. Больной 5-6-летний ребенок не умеет жаловаться, не может четко локализовать боль, он на все реагирует плачем. Тонкий педиатрический опыт и знание психо-эмоциональных особенностей ребенка, наряду с классическими диагностическими приемами, дает возможность поставить правильный диагноз. Кроме того, круг медицинских проблем физиологии, патологии (болезни) здесь также существенно отличается, и, по мере обогащения фундаментальных медицинских знаний, эти различия прогрессивно увеличиваются. Сегодня это понятно не только самим врачам, это понятно и подавляющему большинству родителей, но не тем, кто проводит реформы здравоохранения в Украине.
Осуществляемая ликвидация первичной специализированной медицинской помощи детям – это самое страшное деяние современных горе-реформаторов, замена педиатрической помощи на, так называемую, общую врачебную практику или семейную медицину‚ при которых один врач оказывает помощь как ребенку, так и взрослому или пожилому человеку; как при инфекциях, так при хирургических заболеваниях, новообразованиях, инфарктах, инсультах и гипертонических кризах и др. Это путь к глубокому снижению качества и эффективности медицинской помощи и резкое удаление доступности квалифицированной помощи детям. Это полное разрушение лучшей в мире системы медицинской помощи, когда дети имели не только своего врача, но и большое количество детских специалистов по смежным дисциплинам.
В амбулаториях сегодня совмещены потоки пациентов: взрослых, детей, беременных, грудничков. Возможность заражения детей в самом медучреждении значительно увеличилась. Участковые врачи, врачи-специалисты по конкретным отраслям медицины, лаборатории разбросаны по разным медучреждениям, а ведь раньше все находились в одной детской поликлинике. Это приводит к тому, что все больше пациентов вынуждены обращаться в платные лаборатории и к частным врачам. А что делать тем, кому не доступна платная медицина? Вопросов больше чем ответов.
Страны с многолетней историей семейной медицины сегодня стали ориентироваться на первичную педиатрическую помощь, давно существующую в Украине. Вот недавняя статистика по США: обращения детского населения распределились следующим образом – 67 к педиатру, 26 % к семейным врачам и 7% к другим специалистам. И переход семей на обслуживание детей педиатром имеет стойкую возрастающую тенденцию. Аналогичные тенденции и в Европе. Там остро не хватает педиатров, и принимаются все меры для увеличения их подготовки. В тех странах, где детей наблюдают и лечат педиатры, имеются существенно лучшие показатели по здоровью детей и низкие по смертности. В 14 странах Европы существуют и развернутые более узкие педиатрические службы – педиатры первичной помощи, специалисты по контролю развития детей, специалисты по ведению здоровых детей, школьные педиатры и т.д.
В экономически развитых странах готовятся специалисты-педиатры, но они готовятся в системе постдипломной подготовки в течение четырех лет после получения единого врачебного диплома (семи лет вузовского обучения). Таким образом, чтобы стать специалистом в области педиатрии, необходима одиннадцатилетняя подготовка.
Украине же предлагают вернуться на 80 лет назад. Горько наблюдать, как вся система детского здравоохранения последовательно разрушается новой медицинской реформой. Во всех странах растет потребность в педиатрах, а у нас сокращаются прием на педиатрические факультеты и штаты педиатров в поликлиниках.
Кстати, в России тоже пытались провести подобную реформу. Но голос возмущенной медицинской общественности был вовремя услышан, и инициатива не прошла. Услышит ли кто-нибудь наших врачей?
Важно, что для нашего государства переобучение 1 семейного врача обходится в 11-12 тыс. грн. Сколько средств налогоплательщиков необходимо на переучивание специалистов?! Только для города Днепропетровска для полного укомплектования штата специалистами общей практики: 625 чел. * 12 000 грн = 7 500 000 грн! А сумма в масштабах области, в масштабах страны?
Очевидно, что создание указанной инфраструктуры весьма дорогой экономически и весьма продолжительный по времени проект. В программе перехода на систему семейной медицины полностью отсутствует финансовое обоснование. Нужна ли нам такая реформа?
На период проведения этого эксперимента здоровье миллионов наших детей ставится под угрозу. Кто за это ответит? Такого рода эксперименты в медицине недопустимы!
И, наконец, самое главное, что не хотят признать реформаторы – все ключи к здоровью взрослого человека закладываются в детстве. От того, насколько мы сможем сформировать и заложить инструменты и механизмы защиты каждого детского организма, зависит будущее здоровье и благополучие всей нации.
Ирина Спирина,
народный депутат Украины
Дата публікації: 18.10.2013
Statistics: 111